На окраине города Берегово в Закарпатье находится район, про который мало знают и сами береговцы. У обычного горожанина вряд ли найдется желание отправиться туда на прогулку. Да и знакомых он там вряд ли имеет. Интеграция между районом и городом минимальна, ведь это цыганский табор, где живет несколько тысяч представителей еще недавно кочевого народа.
Конечно, сейчас цыгане живут не в палатках и кибитках, но качество жизни существенно к лучшему не изменилось. Большинство строений в таборе совсем простые и хлипкие: они сделаны из строительного мусора или, в лучшем случае, из саманного, самодельного кирпича.
Чужому человеку в этот район попасть не просто, его тут же выдворят за пределы табора. Чтобы организовать фотосъемку, пришлось идти договариваться с бароном – лидером местных цыган, представляющим их перед громадой города Берегово.
Берегово – город с преимущественно венгерским населением. Цыгане тоже перешли на венгерский язык в бытовом общении, забыв родные наречия. При необходимости, они заговорят с вами и на русском, но это, скорее всего, будет просьба помочь деньгами «на лечение больного родственника».
- Что вы тут ходите, фотографируете? – Возмущаются жители табора. – Лучше дайте денег на хлеб!
- По сто долларов каждому, вот это я понимаю помощь! – Вносит предложение цыганский мужчина, думая, что мы заработаем на репортажах о таборе огромные деньги.
Признаться, перед визитом в табор мы оставили все ценные вещи и деньги в машине, опасаясь неприязненного отношения к чужакам. С собой взяли только фотоаппараты и полные карманы леденцов, чтобы раздавать их детям. Но на месте оказалось, что цыгане опасаются нас даже больше, чем мы их.
Директор школы-девятилетки, куда ходят цыганские дети, посмотрев на нашу обувь, сказала, что в таборе нам делать нечего. И, действительно, улицы и проходы в нем утопали в грязи. Твердого дорожного покрытия там нет и быть не может. Из всех радостей цивилизации – только электричество и четыре колонки с питьевой водой, которые установили недавно за деньги международного гуманитарного фонда.
- У нас в школе числится восемьсот человек. – Холл в учебном заведении украшен флагами Украины, Венгрии и национальным флагом цыган с красным колесом на сине-зеленом фоне. – Из них регулярно ходят на занятия двести детей, и это уже хорошо.
Цыганские черты на изображениях Тараса Шевченко
Директор школы рассказала, что родители не понимают пользу от образования. Уже с тринадцати-четырнадцати лет детей приобщают к работе, часто забирают с собой в большие города на стройки, попрошайничать на улицах или перерабатывать мусор. Куда тут учиться?
Впрочем, время от времени выпускники школы продолжают образование. Кто-то идет в профтехучилище постигать азы работы швеей или поваром, а недавно была девочка, которая пошла учиться на педагога. Обещает вернуться в родную школу, чтобы быть примером для других цыганских детей.
- Возьми конфету. – Я протянул леденец пацаненку лет двенадцати.
- Спасибо, у меня уже есть. Отдайте другим. – Этот ответ полностью ломает распространенные стереотипы, будто цыгане – сплошь воры и мошенники.
- Снимайте, снимайте! – Цыгане из табора, в основном, не хотят попадать в объективы фотоаппаратов, но есть и те, кто готов рассказать про свою тяжелую судьбу. – Пусть все знают, как мы тут выживаем!
Семья цыган разгребает лопатами горку опилок, которые им нужны для отопления дома.
- Это сейчас опилки привезли, а неделю назад тут такой холод был, никакой транспорт не работал. Мы думали, околеем, умрем.
Цыган нашел где-то обломок старой шпалы и теперь несет ее домой, чтобы порубить на дрова
Подобные цыганские районы в разных масштабах есть во многих населенных пунктах Закарпатья. Советская Власть пыталась социализировать этот народ, заставить их работать на заводах, в колхозах. Но как только СССР распался, а промышленность умерла, цыгане снова оказались нужны лишь сами себе.
У большинства из них нет документов, им практически недоступна государственная помощь и медицина, у них нет социальных лифтов. Максимум, о чем может мечтать простой житель табора, - стать дворником на зарплате из ЖЭКа. В Мукачево даже стоит памятник цыгану с метлой, что очень обижает тех представителей народа, кому удалось чего-то добиться в жизни.
- Хотите, мы вам споем? – Два цыганских мальчишки бегают за нами по табору, выпрашивая конфеты.
- Давайте.
Ребята, смущаясь, затянули песню на венгерском языке. В этот момент мимо нас пронеслась машина Жигули. Водитель специально увеличил скорость и въехал в лужу, чтобы обрызгать непрошеных гостей из другого мира, который жителям табора недоступен. Это был единственный акт агрессии за время нашего пребывания в обители цыган.
Поддержать сайт - ваша помощь важна
Блог в соцсетях:
Твиттер Вконтакт Фейсбук Гуглоплюс Ютуб Инстаграм livejournal
Блог в соцсетях:
Твиттер Вконтакт Фейсбук Гуглоплюс Ютуб Инстаграм livejournal