Не так давно наткнулся на интересный текст из твиттера
Для тех, кто не в курсе цитата из "шахтерской вики"
"
Авария на шахте «Александр-Запад» — прорыв отходов химического производства в горные выработки шахты «Александр-Запад» (г. Горловка, Донецкая область, Украинская ССР) 2 декабря 1989 года, в результате которого 3 горняка погибли и более 250 получили химические ожоги и отравления.
Предвестники катастрофы давали о себе знать с 1983 года. Тогда ядовитые вещества впервые просочились в недра с промплощадки Горловского химического завода. Шахтеры чувствовали неприятный запах и першение в горле, однажды нескольким из них стало плохо. Такое происходило неоднократно. Профильные институты страны занимались необычной проблемой. Опасные горизонты с мощными пластами прекрасного угля в ущерб производству закрывали, отсекая их ограждающими перемычками. Но со стороны химиков, обещавших принять меры, все ограничивалось деловой перепиской.
В августе 1989 года на заводе произошел очень сильный прорыв на складе легко воспламеняющихся жидкостей — около 35 тонн мононитрохлорбензола. На пятый день аварии с Горловского химзавода поступила телефонограмма об утечке 40 тонн аммиака. Шли также разговоры о бесконтрольной работе АЗС, расположенных над выработками. В шахту попал мононитрохлорбензол, предельно допустимые концентрации вредных веществ в выработках были превышены в 1000 раз, а дальнейшие исследования показали, что в рудничном воздухе находились также шахтный радон и формалин с азотно-тукового завода. В закрытом пространстве различные ингредиенты вступили в химическую реакцию, породившую неизученную гремучую смесь.
2 декабря 1989 года забойщик участка № 165 Олег Демьянцев после второй смены не выехал на поверхность. Горный мастер Игорь Чеботарев спустился вниз, откуда по телефону сообщил о слабой вентиляции. Уточнить обстановку отправился сменный инженер Иван Дорофеев, и все трое не поднялись на поверхность.
Посланные за ними рабочие чувствовали сильный запах. Двигаться от клети к лаве вглубь на 1,5 километра в респираторах было невозможно. Тело Чеботарева с химическими ожогами нашли неподалеку от ствола. На шахту были вызваны отделения ВГСЧ.
Когда выехало первое отделение, заметил, что им всем хорошо: разлеглись в автобусе,
хихикают, настроение какое-то интересное. Нанюхались ребятки. Прежде
такого не было, по наитию приказал всем немедленно в баню, а одежду —
сжечь. То, что горняков не найдем живыми, было понятно, но тела,
конечно, стремились поднять. Ходили в связке с
забойщиками-стачкомовцами, но сделать, к сожалению, ничего не могли.
Защитные средства, в которые свято верили, в тех условиях оказались
никчемны. Людям становилось настолько плохо, что они, инстинктивно
надеясь на глоток свежего воздуха, срывали маски и теряли сознание.
Чесалось тело, зашкаливало давление. Прорезиненные общевойсковые костюмы
становились будто сырые. Их заменили швейцарскими, предназначенными
специально для ликвидации химических аварий. На поверхности в них во
всем мире работают, а в замкнутом пространстве они не спасали. Виктор Ильяшенко, горноспасатель
|
Тела Демьянцева и Дорофеева обнаружили в лаве с мощностью пласта всего 40 сантиметров — добраться к ним с громоздким снаряжением было физически невозможно. Это был первый подобный случай в горной промышленности, ни у кого не было ясного представления, с чем пришлось столкнуться. В смертоносную выработку шли только добровольцы, однако достать тела погибших не удалось. После каждой попытки кого-то непременно увозили в больницу.
Сразу после аварии 170 горноспасателей и 70 шахтеров получили различные группы инвалидности. Потом эти цифры увеличивались, многие горняки умерли. Через месяц после аварии с согласия родственников погибших было произведено их «условное захоронение». На поверхности над местом, где остались тела шахтеров, был установлен памятник."
А вот что это значит на самом деле: полное затопление шахт Горловки обязательно затронет и закрытую "Александр-запад". Мононитрохлорбензол из выработок и почвы никуда не делся!
Мононитрохлорбензол, как и любое другое соединение бензола окисляет гемоглобин крови до метгемоглобина, вызывает гипоксию и убивает печень. В случае превышения предельно допустимых концентраций отравившийся им умирает от удушья, поражается центральная нервная система и мозг. Все шахты Горловки и несколько из Енакиево связаны между собой выработками. Затопление одной вызывает затопление всех. Когда вода доберется а она обязательно найдет себе путь - мононитрохлорбензол и прочие отходы химкомбинатов Горловки будут распространяться с огромной скоростью.
В 90-х годах мне случайно довелось поговорить с работником полусекретного ведомственного предприятия при минсредмаше СССР. От того, что он рассказывал волосы встают дыбом везде. Кожа после химических ожогов отваливалась так, как будто это не человек, а змея. Спасатели получили целый букет болезней, в том числе сильнейший цирроз печени. Дезактивация сборной химической солянки практически безнадежное занятие. Выработку просто похоронили и завалили.
Горловку и Енакиево, как минимум, ожидает подтопление. Когда подземные воды выйдут на уровень грунтовых, - пить Боржоми будет поздно во всех смыслах. Это будет масштабная техногенная катастрофа.
Блог в соцсетях:
Твиттер Вконтакт Фейсбук Гуглоплюс Ютуб Инстаграм livejournal