Андрей Лохматов
Статья 9 Закона Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» регламентирует запрет родственникам находиться в непосредственном подчинении у близких им лиц или быть непосредственно подчиненными в связи с выполнением полномочий близким им лицам.
Однако, данная норма – полная туфта, которая никак не мешает семейным кланам восседать в разных уголках власти одного и того же населенного пункта, района или в масштабах всей области или даже страны. Ведь совсем не обязательно находиться в непосредственном подчинении друг от друга - напротив, намного выгоднее иметь родственников как можно в более разных органах власти. Всегда поможет, выручит и посодействует.
Правомерно или неправомерно – это уже второй вопрос. Связи (родственные, дружеские, бизнес) – вот что позволяет сегодня в Украине уходить от ответственности за какие-либо нарушения закона. Это один из главнейших элементов украинской коррупции – глубокой и безвылазной. Начать хотя бы с самой главной Семьи, продолжающей захватывать все и вся на территории самой большой страны в Европе, которой вот уже три года руководит глава семейства Виктор Янукович.
У нынешнего спикера Верховной Рады Владимира Рыбака, к примеру, тоже семья широкая – его сын Александр возглавляет инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля (в народе - ГАСК), зять главы парламента ранее руководил МЧС. Семья губернатора Николаевской области Николая Круглова тоже «не без концов» - его дочь Елена Мамонтова работает судьей в Высшем хозяйственном суде Украины. Наверное, именно эта связь позволила Януковичу окончательно заполучить свое «Межигорье»: в январе 2010 года дочь вечно верного гаранту Круглова в составе коллегии судей приняла «единственное правильное» решение о принадлежности резиденции «Межгорье» нынешним владельцам – фирме, близкой к семье Виктора Федоровича. После этого, спустя два месяца как будто в благодарность президент отдает кресло губернатора Николаевщины Николаю Круглову. К слову, бывший зять николаевского губернатора Маринов – сегодня заместитель министра туризма Крыма. А генерал Парсенюк? Тоже хорош – сына пристроил прокурором Баштанского района.
Эту страну не объединить в одну большую семью, так как ней руководят сотни семейных кланов.
Резонансное преступление в поселке Врадиевка сразу же обросло «родственными скандалами» и обличило местный семейный клан. Как известно, один из подозреваемых в изнасиловании и жестоком избиении 29-летней Ирины Крашковой милиционер Дмитрий Полищук оказался племянником прокурора Заводского района Николаева Сергея Полищука. Позже оппозиционер Аркадий Корнацкий и столичный юрист Татьяна Монтян заявили: второй подозреваемый капитан милиции Евгений Дрыжак – крестник самого начальника Николаевского областного управления милиции, генерал-майора Валентина Парсенюка. Если первый факт железный, то второй – до сих пор сомнительный. Информация о крещении Евгения Дрыжака далеко не публичная, и посылать запрос в церковь, наверное, глупо. Однако, сам генерал Парсенюк, который, к слову, сидит в своем кабинете отстраненный от всех дел, за прошедшую неделю не подтвердил, но и не опроверг данное заявление. Да что там – он ни слова нигде не сказал. Отсюда, почему тогда жителям Николаевщины, да и всей Украины, сомневаться в том, что Дрыжак - действительно его крестник? И почему людям тогда не связывать данный факт с «качеством» расследования этого преступления в первые дни?
Но на этом, как оказалось, «связи» вокруг фигур задержанных милиционеров не закончились. Так, к примеру, у прокурора Полищука кроме непутевого племянника во Врадиевке имеется еще один родственник в погонах: заместитель начальника Николаевского райотдела милиции Владимир Кузнецов является его зятем. А вот с капитаном Евгением Дрыжаком все еще более интересней. Как полушепотом сообщили источники в николаевском облУМВД, задержанный оперуполномоченный Врадиевского райотдела милиции Дрыжак – племянник супруги Виктора Буряченко, который как раз по скорому вечером 9 июля, очевидно, не дожидаясь что ли «своей участи», написал в свои 42 года рапорт об увольнении из органов с выходом на пенсию.
Пока все ломают себе голову над тем, какие же мотивы были у этих двух врадиевских «правоохранителей» совершать такое зверское преступление, вышеописанные родственные связи, уверен, стали в данном случае главным фактором для Полищука и Дрыжака быть уверенными в своей безнаказанности. А потому – и бить можно было сильнее, и насиловать увереннее.
А теперь что касается самой Врадиевки, в которой живет такая себе незатейливая семья, сконцентрировавшая за своим обеденным столом чуть ли не все сферы жизни поселка.
Судья Врадиевского районного суда Михаил Высоцкий. Всего буквально до 23 мая этого года он возглавлял этот суд, однако парламент отправил его в отставку по его же заявлению. Тем не менее – официальный сайт суда сегодня гласит, что после отставки с должности главы суда, Высоцкий продолжает служить Украине в качестве обычного судьи.
Отдел образования Врадиевской районной государственной администрации возглавляет родной брат Михаила Тимофеевича Высоцкого – Петр Тимофеевич. Супруга последнего успешно руководит Управлением труда и социальной защиты населения Врадиевской райгосадминистрации. Их сын, Владимир Высоцкий, в свою очередь, тоже не поля пашет - сегодня он служит Отечеству в аппарате прокуратуры Николаевской области, а до этого, в 2009 году, он был прокурором Березанского района Николаевской области.
Дочь судьи Михаила Высоцкого Наталья Михайловна Мочалко пристроена начальником общего отдела аппарата райгосадминистрации. И не факт, что эту должность ей помог занять папа, так как муж Натальи Сергей Мочалко тоже далеко не самый последний на деревне и занимает должность прокурора Врадиевского района. Хотя последние резонансные события во Врадиевке немного поломали «хатки» и прокурора Мочалко уволили (не факт, что навсегда – место в органах прокуратуры и ему может отыскаться).А приютил все это семейство в своей районной государственной администрации ее глава – Виталий Ростов, который тоже «не без греха»: его жена Оксана Ростова, которую обвинили в фальсифицировании первоначального акта осмотра изнасилованной Крашковой, благополучно сидит в кресле главного врача Врадиевской центральной районной больницы. Тоже скромный такой подряд.
Есть еще одна интересная фамилия среди начальников в «семейной» райгосадминистрации Врадиевки. Фамилия эта – Парсенюк. Так, некий Андрей Михайлович Парсенюк возглавляет юридический сектор аппарата администрации. Как удалось выяснить, его супруга, Людмила Владимировна Парсенюк, тоже не простая рабочая, а целый руководитель аппарата Врадиевского районного суда – того самого, в котором судья Михаил Высоцкий – папа сидящей в соседнем кабинете от Андрея Парсенюка его коллеги Натальи Мочалко.
Состоит ли Андрей Парсенюк в родственных связях с генерал-майором Парсенюком – прямых доказательств нет. Однако, как говорят некоторые врадиевские чиновники – Андрей Парсенюк родом из соседнего от Врадиевки села Сырово, откуда родом и наш генерал. Чистое совпадение!
Уверен, что это – еще далеко не все. Если «покоптеть» над списками сотрудников и руководителей местной милиции, прокуратуры, суда, администрации, сельских советов и других учреждений, можно будет наткнуться и на другие родственные узы местных властей.
Ранее сайт «from-ua» опубликовал статью о теперь уже бывшем прокуроре Врадиевского района Сергее Мочалко. Молодой и перспективный 38-летний зять судьи и совсем до недавнего времени главы суда Михаила Высоцкого успешно «подхватывал» за все 8 лет своего «надзирательства за законностью» в районе поля, фермы, предприятия. Попробовал бы кто-то в суд подать – тесть на чеку. Молодая и перспективная супруга прокурора Наталья Мочалко, не имея ни часа опыта в юриспунденции, получив после заочного обучения диплом юриста в 2011 году с лету становится, как уже было сказано выше, начальником общего отдела аппарата райгосадминистрации. Куда не плюнь – семья. А вы говорите – закон о противодействии коррупции. Местные жители, совет ветеранов войны и труда Врадиевского района, очевидно, уставшие от семейного подряда, уже даже решились официально обратиться к губернатору Николаю Круглову со словами о том, что в их районе никогда не будет порядка и справедливости, пока на ключевые должности назначаются люди одного семейного клана.
Что Николай Круглов? В свежем интервью «Преступности.НЕТ» он заявил, будто это «осиное гнездо» он тут же переворошил.
- Врадиевка сама по себе своеобразная. Вы же помните, несколько месяцев назад, по той же Врадиевке я был вынужден принимать меры по «семейному подряду». Судья, прокурор, начальник управления образования, управления социальной защиты, управление юстиции – вот пять человек, которые руководили районом, - сказал Круглов почему-то в прошедшем времени, хотя никто из вышеперечисленных ним не лишился должности и не был никуда не переведен подальше от семейных уз.
Кроме главы суда Высоцкого, который в итоге просто стал обычным судьей. Но бывших, мы то знаем, не бывает – влияние в любом случае остается прежним.
В чем же тогда реакция руководителя области? А вот в чем. По словам губернатора – весь этот «семейный клан», оказывается, оппозиционный. Или, другим словами, как любит выражаться начальник Круглова Николай Янович, «попэрэдныки».
- Они не в нашей партии, они нас не поддерживали…, - сказал Николай Петрович, говоря о Высоцких-Мочалко. - Я к чему это говорю. Все они являются оппозиционными, и я теперь могу ответить себе, почему тогда там так происходило. Прокурор, что он, не понимал, что он делает? Конечно же, понимал, но действовал по принципу «чем хуже – тем лучше». Вот и все.
Однако. Господин Круглов определенно запамятовал, что как минимум трое членов данной семьи работают под началом Виталия Ростова, главы райадминистрации и по совместительству руководителя районной организации Партии регионов. Которому, к слову, очевидно, что было выгодно держать у себя под крылом брата судьи вместе с супругой и жену прокурора – много ли можно «провернуть» под прикрытием? Что касается судьи Высоцкого, то тут нельзя забываться, что судьи не могут быть приверженцами, а тем более членами какой-либо политической силы. То же касается и прокурора. Но только назначает и увольняет прокуроров кто? Генпрокурор Виктор Пшонка - лучший друг Виктора Януковича, босса Николая Круглова.
Вернемся к преступлению, которое последние 10 дней держит в напряжении всю Николаевскую область и, без сомнений, Украину. Почему был уволен прокурор Мочалко? Не потому ли, что способствовал торможению расследования дела в первые дни, пока это удавалось? А зачем ему это делать, зачем прикрывать злодеяния «оборотней в погонах»? Не потому ли, что у одного из задержанных дядя в Николаеве прокурор? Вот вам и «солидарность коллег» по причине родства.
А генерал Парсенюк? Почему он скрыл от МВД и губернатора Круглова факт изнасилования милиционерами девушки? Крестник? Племянник зама Буряченко?
Очевидно, что фактор семьи в управлении поселком, районом, областью, страной является одной из первопричин коррупции в органах власти. Можно смело предполагать, что когда стало известно об участии Дмитрия Полищука и Евгения Дрыжака в изнасиловании и избиении местной жительницы, вполне реально, что дядя первого прокурор Сергей Полищук как коллега из Николаева просил прокурора Мочалко посодействовать в прикрытии. Вполне вероятно, что «поучаствовал» в деле и полковник Буряченко, который мог замолвить словечко за племянника жены у начальника Врадиевского райотдела.
Источники в николаевском облУМВД утверждают, что следователь Врадиевской прокуратуры изначально внес в суд санкцию для лейтенанта Полищука в виде домашнего ареста. Утверждают, что именно поэтому тогда, 30 июня, под судом вопреки дождю собрались сотни людей, чтобы не допустить этого – кто-то из суда «слил» местным эту информацию. И только после звонка главы Апелляционного суда Николаевской области, до которого дошла эта весть, Врадиевский суд, раздумывая несколько часов, все-таки взял двух подозреваемых под стражу.
Сколько еще семейных кланов в Николаеве, районах области, по всей Украине управляет страной? Масса. О некоторых родственных подрядах нам давно известно. Все мы помним, как пьяный следователь прокуратуры Заводского района Ярослав Рудой сбил в январе этого года на проспекте Ленина парня и оставил его умирать на обочине. У Ярослава родной брат Владимир Рудой на тот момент был многолетним прокурором Ленинского района Николаева, вскоре после этого инцидента Владимир Рудой занял более высокую должность начальника Следственного управления областной прокуратуры.
Семейные кланы в николаевских судах и прокуратуре тоже поражают своей массовостью: судья Николаевского окружного административного суда судья Алена Ентина – дочь судьи Хозяйственного суда Николаевской области Юрия Коваля (погоревшего в 2008 году на взятке). Максим Олефир, сын главы Ленинского районного суда Николаева Николая Олефира благополучно трудится прокурором городской прокуратуры. Волковицкие, Лукины, Лукащуки – за всеми и не уследишь.
Многие николаевцы часто жалуются –
пока человек проходит все круги ада в прокуратурах и судах по своим
делам, постоянно наталкивается на одни и те же фамилии. Неудивительно,
что в большинстве случаев уголовные, гражданские или любые другие дела
зависают в стенах госучреждений, не расследуются годами или вовсе в
итоге закрываются. Попробуй, подай в суд на прокурора, у которого глава
этого же суда – папа. И примечательно, что как не попади какой-нибудь
милиционер или прокурор в ДТП, или, чего хуже, убьет кого-то, как тут же
у него находятся родственники повыше. Государственных мажоров наказать
может только народное давление. И Врадиевский стихийный бунт под
райотделом – тому подтверждение. Пока только так – но это уже много.
______________________________________________________
от себя добавлю:
Почему на Украине так развито кумовство и что мешает развивать его в тех же масштабах цивилизованным просвещённым обществам, кроме антикоррупционного законодательства?
Ответ очень прост. Это
следствие неспособности государства обеспечить своим гражданам самые
широкие возможности для профессиональной и экономической самореализации.
Ведь на работу в органах госвласти и местного самоуправления
своих пристраивают в первую очередь не для того, чтобы они могли чинить
произвол и пользоваться связями для бегства от правосудия, а потому что
служба в них - это надёжное средство заработка, в том числе за счёт
взяток.
Если есть возможность пристроить родственничка на тёплое местечко, зачем ему напрягаться в самостоятельных поисках применения своим способностям и навыкам в стране, где знания, способности и умения невостребованны, не дают гарантии трудоустройства на хорошее место работы, да и вообще в которой рынок труда убог?
В результате для реализации кумовства выработана целая стратегия - отправка своего потомства в вузы такого профиля, который позволит им занять должность в органе, где уже есть нужные знакомства. Отчасти отсюда же и девальвация образования, ведь нет смысла сушить мозги, изучая дисциплину, если известно что рабочее место уже заготовлено, а диплом послужит лишь формальным основанием для приёма на работу и средством легитимизации акта кумовства.
Так что кумовство - это просто один из способов выживания в недогосударстве, именуемом уркаина, доступный отдельным генеалогиям. Ровно как поборы за медуслуги например - это способ выживания особей отряда "медработники" в условиях низкой зароботной платы и недофинансирования отрасли, причиной которых является всё то же недогосударство.
Возможность избежать ответственности - это всего лишь приятный бонус кумовства, но не его основная цель.
И не лишним будет напомнить, что весь этот спрут содержится за наши с вами деньги. Не хотите поддерживать эту систему - не платите налоги.
Блог в соцсетях:
Твиттер Вконтакт Фейсбук Гуглоплюс Ютуб Инстаграм livejournal