К этим двум фильмам обычно обращаются во время обсуждения проблемы добычи сланцевого газа.
"Газленд" (Земля газа) обличает нефтегазовые компании и метод гидроразрыва, а "Трузленд" (Земля правды) снят на деньги нефтегазовых компаний и обличает "Газленд", защищая метод гидроразрыва, при помощи которого нефтегазовые компании получают миллиарды.
Первый фильм снят человеком, который зарабатывает на жизнь съемкой документальных фильмов. Второй фильм снят профессиональной съемочной группой, а "правда" вложена в уста некой домохозяйки. Она посещает экспертов, о существовании которых неожиданно узнала - и кивает в кадре головой, когда они ей что-то рассказывают.
Давайте посмотрим оба фильма, они того стоят. В особенности нам, жителям Донбасса, не следует ими пренебрегать.
Газленд:
http://www.youtube.com/watch?v=9eoS0wWGOHk
http://www.youtube.com/watch?v=_yg8xEI6Iy8
http://www.youtube.com/watch?v=GHO1B5oYzQM
http://www.youtube.com/watch?v=9w1ZcPgLJv0
Однако, и у "Газленда" есть слабое место - это как раз та самая горящая вода из-под крана. Действительно, метан может появляться и без всяких гидроразрывов. У нас в Донецке он скапливается в подвалах некоторых домов и сотрудники ЖЭКов прекрасно знают в каких подвалах нельзя курить, чтобы сохранить брови и цвет лица.
Это другой метан, он находится выше, в угольных пластах, и всегда выходил на поверхность. Правда, этот процесс иногда ускоряется - вода затапливает заброшенные шахтные выработки, вытесняя метан в том числе и в грунтовые воды.
Интересно, что в фильме "Трузленд" подтверждают факт более интенсивного выделения метана из-за добычи сланцевого газа - это произошло после разрушения изоляции скважины. Пробоину заделали, количество метана пришло в норму, но местные жители до сих пор судятся. То есть, горящая вода из крана может быть насыщена сланцевым газом.
Это значит, что такие случаи происходили и будут происходить.
Из "Трузленда" мы узнаем о том, что в штате Нью-Йорк гидроразрыв запрещен. Об этом упоминает дед, который поджигает воду из своего крана, насыщенную метаном по естественным причинам. Вот значит как - есть штаты, где гидроразрыв считается неприемлемым. Но это дед проговорился, а вот авторы фильма забыли прокомментировать мораторий на добычу сланцевого газа в других странах.
Из "Трузленда" мы узнаем, что фермерам нравятся газовые вышки, так как они спасли фермы от долгов перед банками. Это объясняет лояльность местного населения и в то же время показывает огромную пропасть между нами и Штатами. Кому из жителей Донецкой области предложат чеки за добычу газа рядом с их домами? Правильно - никому.
Из "Трузленда" мы узнаем, что есть более добросовестные разработчики месторождений сланцевого газа и менее добросовестные. Об этом говорит эколог, подтверждая, кстати, что факты, изложенные в "Газленде" описывали реальные последствия недобросовестной разработки. Если даже в Штатах "дерьмо случается", то что можно говорить о Донбассе?
В "Трузленде" вопрос химикатов освещается как и в агитке Shell, о которой я уже писал, только в фильме количество "добавок" увеличилось вдвое, там говорят не о половине процента, как в агитке, а о целом проценте. То есть, на ведро это уже полноценный стограммовый стакан. Домохозяйка из "Трузленда" пожимает плечами и замечает - вся эта химия есть в косметике и зубной пасте, забывая добавить, что в пасте миллиграммы, а под ее дом закачивают целые цистерны этого дерьма.
Из "Трузленда" мы узнаем, что если взорвать в трубе петарду - труба не разрушится. Это гениально. Причем, петарду взрывали даже не заблокировав отверстие. Почему ружье должно разлетаться на части, если не забит ствол? Более тупое доказательство прочности трубы трудно придумать. К тому же на глубине в 3 километра совсем другие условия, другое давление, так что если не сразу, то через время вся дрянь из скважин попадет туда, где ее никто не ждал.
Основной аргумент домохозяйки - я верю экспертам, к которым меня привезли вместе со съемочной группой, оплаченной нефтегазовыми компаниями. Они "тяжело работают" и непрестанно "улучшают". Естественно, эти эксперты не убегают от камеры, как в "Газленде", ведь им никто не задает неудобных вопросов.
Да, в "Трузленде" постоянно звучит аргумент - полезные ископаемые все равно нужно добывать, без этого никуда. То есть, добыча вредит, но надо терпеть.
Хорошо, давайте забудем о газе и поговорим о мыле. Это тоже очень важный продукт, без которого никуда. Представьте, что источники сырья для мыла иссякли и остался только один. Конечно, нужно через многое переступить, чтобы делать мыло именно из этого сырья, но другого выхода нет и мыловаренная компания финансирует съемки фильма под названием "Мыло из человека". На начальном этапе в фильме звучит призыв "сдавайте умерших родственников на мыло", но в конце концов дело дойдет и до живых.
Да, некоторые вещи необходимы. Но не настолько.
Есть еще один аргумент защитников сланцевого газа, не прозвучавший в "Трузленде", но постоянно выныривающий в Донбассе. У нас, дескать, и так хватает грязных производств - одни шахты и меткомбинаты чего стоят. От сланцевого газа сильно не поплохеет.
Этой логике следуют товарищи, которые ссут в подъезде. Ну как же, ведь здесь все ссут, а значит и мне можно, хуже не станет.
Этой логике следуют те, кто мусорит на улицах, потому что там и так грязно. Но лично я несу бумажку в урну, даже если вокруг все загажено, так что этот аргумент вообще не воспринимаю. Он из другого мира, с которым мне не по пути.
К Донбассу уже сейчас относятся как к отхожему месту Украины. Поэтому добывать сланцевый газ сначала хотят здесь, а не в западной части страны, где он тоже есть. Донбасс и так помойка, хранилище и генератор всевозможных отходов - чего стесняться? Давайте еще насрем.
Но если мы прогнемся, то завтра уже вся Украина станет отхожим местом Европы и аргументы для этого найдутся. Они уже есть - нашу страну многие узнают только по слову Чернобыль. У них Чернобыль, давайте туда еще чего-нибудь сбросим. И закроем плотнее дверь, чтобы не воняло.
Блог в соцсетях:
Твиттер Вконтакт Фейсбук Гуглоплюс Ютуб Инстаграм livejournal
Ну с Чернобылем не все так просто, там кажется подписали пару соглашений уже чтоб туда свозить ядерные отходы с Европы типа так как он как бы загрязнен. Так что схема проверенная.
Но возможно это все и к лучшему, потому что если взамен дадут визовую свободу, то можно будет уехать и от Чернобыля и от Донбасса подальше.