Архив журналиста

4719   -


На протяжении всей своей современной истории Россия пыталась вести двойную игру: выглядеть "цивилизованной", ублажая Запад, но в то же время и выглядеть "достаточно варварской", чтобы его пугать. Сочетая эти альтернативы, она зачастую формировала образ "хорошего варвара".

"Хороший варвар" мог помочь Западу уничтожить "плохих варваров". Таковой была надежда Вольтера, когда он посылал письма Екатерине II, превознося Россию за её атаки на турок. Таковой была надежда Жозефа Де Местра, видевшего как Александр I разбивает Наполеона, и, как он надеялся, вместе с ним - всё наследие Французской революции. Таковой была надежда Т.С. Элиота и французских интеллектуалов-коммунистов, видевших как Советский Союз расправляется с Гитлером.

Новая российская ложь об украинской "фашистской хунте", краеугольном камне нынешней российской пропаганды, тоже послужила этой цели: Запад должен закрыть глаза на русское варварство, поскольку русское варварство борется с "плохим" украинским национализмом, как утверждает Кремль. 

Но в то же время, Россия пытается выглядеть гораздо менее цивилизованной, чем она способна быть, прикидываясь "достаточно варварской", чтобы напугать Запад. Она не боится ломать правила или открыто оскорблять и запугивать западных лидеров. Массовое вторжение в Украину произошло 26 августа, аккурат в день дипломатических переговоров в Минске с участием лидеров ЕС - символический плевок в лицо Западу, повторение попытки Януковича (подстрекаемого Путиным) разогнать Майдан как раз в день визита в Киев дипломатов ЕС и США 11 декабря, только в большем масштабе.

Словом, Россия желает выглядеть достаточно варварской, явно показывая насколько она не уважает западные правила и западных лидеров. Всё это только для того, чтобы напугать Запад, как нервный и непредсказуемый варвар обычно пугает цивилизованного буржуа.


***

Запад, или во всяком случае его послевоенная версия, верит во взаимовыгодную модель человеческих отношений, в то время как ГБшная Россия верит в модель "или пан или пропал", "побеждай или подчиняйся". Это логика социального дарвинизма конца XIX в., согласно которой ты либо побеждаешь, либо терпишь поражение, либо ты пожираешь, либо тебя.

Логика "или пан или пропал" позволяет ощущать себя сильным только в случае слабости противника. Россия пересечёт красную черту, если Запад позволит ей это сделать. Тайная отрада Кремля заключается не в том, чтобы делать то, что ему хочется, но в том, чтобы делать то, чего ты не хочешь, чтобы он делал. Он испытывает садистское удовольствие, унижая тебя - он не стремится торжествовать собственую победу, но торжествовать твоё поражение, потери и страх. Он не знает иного счастья, чем несчастье его противника.

Исторически Россия всегда скептически воспринимала западные теории о счастьи, его эвдемонизм и гедонизм, или радость простых человеческих удовольствий. В отличие от западной истории, российская модернизация была сугубо аскетической: сталинский и пост-сталинский СССР считал гедонизм одним из "буржуазных" пороков и воспитывал своё население в идеалах полного самопожертвования.

Это сформировало садистскую атмосферу в советском и пост-советском обществе: когда удовольствия в принципе недоступны, удовольствие остаётся получать, только причиняя страдание другим. Путин - истинный продукт этого садистского общества: его натужная улыбка выдаёт неспособность испытывать радость, страдание других приносит ему больше удовольствия, чем его собственное счастье. Его политической доктриной является садо-путинизм.



***

Владимир Буковский, выдающийся русский диссидент, отмечал, что типичный сотрудник КГБ делит людей на две категории: враги и агенты. Гэбист будет "дружить" только с теми, кто будет ему служить, или с теми, от кого он зависит. Вашим "другом" он будет только в качестве вашего начальника или подчинённого. Дружба у них всегда вертикальна. Любые "горизонтальные" или равные отношения с людьми для них всегда будут основаны на антагонизме. Тот, кто равен, является врагом.

Западная логика человеческих отношений строится на принципе дружбы ("иной" является вашим потенциальным другом или партнёром), тогда как пост-советсткая логика основана на принципе вражды ("иной" априори яляется вашим врагом, если не доказано обратное). 

Запад относится к Путину как к потенциальному другу, демонстрируя готовность сделать шаг назад в качестве жеста дружественной уступки. Дружба - это конечно же искусство взаимных уступок, и Запад считает, что его шаг назад обеспечит взаимовыгодный рызультат.

Но Путин мыслит иначе. Он либо завербует вас, либо попытается уничтожить.

Когда Запад думает, что идёт на уступки, пытаясь достичь взаимовыгодного результата, Путин думает, что Запад демонстрирует слабость. Любой твой шаг назад не заставит Путина сделать шаг назад в ответ, он сделает шаг вперёд. Запад хочет, чтобы все остались в выигрыше, в то время, как Путин жаждет одержать победу сам, а вы чтобы потерпели поражение. В этой игре выиграть может толко одна сторона. Остальные должны проиграть и проиграть жестоко. 


***

Оглядываясь на гражданскую войну в Испании, в которой он принимал участие как доброволец, Джордж Оруэлл отмечал, что её исход  "решался в Лондоне, Париже, Риме, Берлине, но только не в Испании". Он писал: "Нацисты и итальянцы дали оружие своим испанским друзьям-фашистам, а западные демократии и русские тем, кто должен был считаться их друзьями, оружия не дали." Так-то.

Сегодня воспроизводится та же схема. Россияне оказывают военную помощь "своим друзьям" (многие из которых являются российскими гражданами) в восточной Украине, и начинают массированное прямое вторжение, пока Запад тормозит с признанием необходимости военной помощи Украине (современного вооружения и оборудования было бы достаточно). Франция продаёт России "Мистрали", в то время как Германия блокирует поставку Украине 20 тыс. бронежилетов.

"Осторожные" отношения Запада с Испанской республикой в 30-х годах XX столетия не помогли предотвратить большую войну. Вместо этого, он помог ей разразиться, показав Гитлеру и Муссолини, что их вмешательство во внутренние дела других стран останется безнаказанным. Не смотря на это, одной из мантр современного западного дискурса является мантра о "непровоцировании" России. Но дело в том, что "непровоцирование" - это именно то, что провоцирует Россию.

Европейское "молчание ягнят" не является и никогда не станет адекватной реакцией на российскую войну. Запад должен перестать миндальничать с Путиным и понять, что с офицеровм КГБ компромисс невозможен.

Компромиссы и уступки Путиным всегда будут трактоваться как слабость. Эта слабость бередит агрессивные инстинкты Кремля так же, как капля крови возбуждает вампира.

Владимир Еромоленко

(перевод с английского)

источник: Eurozone.com

0

    Комментировать через:
    Имя:
    Отправить
Прямой эфир
©2012-2015 Блогер pauluskp Все права защищены.
Использование материалов сайта разрешается только с указанием прямой активной ссылки на сайт.